«Путь души»

"Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе.
Вот царство Божие — внутрь тебя, грешник.
Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его.
Вне тебя — смерть, и дверь к ней — грех.
Войди в себя, пребывай в сердце своём, ибо там — Бог".
Прп. Ефрем Сирин.

Вторник 33–й седмицы по Пятидесятнице. Саддукеи и воскресение мёртвых

Мк., 55 зач., XII: 18—27

В Евангелии прозвучал вопрос о воскресении умерших, который естественно задать и нам. Саддукеи, искушающие Христа писанием, могли бы вспомнить об Енохе, например, который живым был восхищен на небо; или о пророке Илие, вознесённом на огненной колеснице также живым. Кроме того, Христос, отвечая саддукеям, напомнил им, что Бог назвал Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, сказав при этом, что "Бог не есть Бог мёртвых, но живых". Поскольку как тогда, во времена Христа, предполагалась вера и знание Священного Писания, так и теперь у нас, вопрошающих, также предполагается вера и знание Священного Писания. Для того, чтобы, во–первых, утвердиться в мысли, что мы действительно воскреснем — нам нужно прежде всего поверить тому, что Христос воистину воскрес; поверить Церкви, утверждающей, что "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". Но если мы убедились в воскресении, если мы поверили, что Христос действительно воскрес, нужно задать себе основной вопрос жизни: как же нам жить, чтобы воскреснуть "в воскресение жизни" (Ин., V: 29)? В этом и заключается секрет жизни во Христе.
Святая Церковь с первого шага нашей жизни в Таинстве Крещения напоминает: "аще ли умрохом со Христом, веруем, яко и живи будем с Ним". С самого начала, с самых пелен жизни мы должны умирать для греха, должны распинать плоть свою "со страстьми и похотьми", затем, чтобы обновиться–воскреснуть во Христе. Примером такой жизни во Христе могут служить подвиги преподобных мужей, которые не только уходили от соблазнов мира сего, но и отказывали себе даже в самом необходимом. И мы должны научиться отказывать себе во многом, должны молиться, быть внимательными к своему сердцу, приближаясь в надежде воскресения к последнему рубежу своей жизни. А господь милосердный обязательно оценит наше к Нему стремление.
Перед смертью человек, даже лишённый рассудка или больной, лежащий без сознания на смертном одре, обязательно приходит в себя. Господь — если человек действительно этого заслуживает — обязательно возвращает ему сознание затем, чтобы человек в эти последние часы или минуты вспомнил и спросил себя, хорошо ли он прожил свою жизнь. И если есть в чём раскаяться, в чём повиниться перед Богом, то тогда успеть сказать последнее "прости" — и с этим умереть...
Но раз уж мы заговорили о смерти и об умерших, хотелось бы остановиться на нашем отношении к умершим родственникам. Бытует мнение, что близким родственникам нельзя, например, обмывать умершего. Почему?
Мне посчастливилось наблюдать, как наши иерархи переносили мощи преподобного Серафима Саровского из Москвы в Дивеево: Святейший Патриарх, митрополиты и все сопровождающие мощи Преподобного считали за честь понести гроб с его мощами. А мы говорим, что близким родственникам гроб с телом умершего нести нельзя. Опять же почему? Нам всю жизнь внушалась заповедь Божия "Чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет…". И мы старались следовать этой заповеди, ухаживая за своими родителями, считая это за честь и долг. Но стоило только умереть нашим родителям, мы тут же, непонятно почему, поручаем заботу о теле (прахе) наших искренних первому встречному, только не себе. Это — ересь, в корне противоречащая заповеди любви. Кому как не близким дóлжно оказать последнее внимание телу умершего, отдать свой последний долг уходящему ближнему, не венком и букетом цветов, а личным участием, личной заботой о теле умершего. А главное, конечно, вечной памятью — молитвой о душе умершего.

| к началу главы | к предыдущей главе | к следующей главе | на главную страницу |