«Путь души»

"Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе.
Вот царство Божие — внутрь тебя, грешник.
Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его.
Вне тебя — смерть, и дверь к ней — грех.
Войди в себя, пребывай в сердце своём, ибо там — Бог".
Прп. Ефрем Сирин.

Четверг 31–й седмицы по Пятидесятнице. Богатый юноша: опасность богатства

Мк., 45 зач., X: 17—23

Господь напоминает нам, что мы должны уподобиться детям, тогда только мы будем достойны Его благословения.
В чём же сущность нашей веры?
Когда мы живем по законам мира сего, ничто, казалось бы, не препятствует ровному течению нашей жизни: поступки наши не так уж и выпадают из общепринятых; падения не так заметны и болезненны; совесть как будто спокойна. Но стоит только благодати Божией коснуться нашего сердца, мы вдруг начинаем чувствовать себя недостойными этой благодати, перед нами возникает вдруг масса неразрешимых вопросов, и у нас возникает естественная потребность обратиться к Богу с вопросом: "Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать Царствие Божие". Узнав, что должно выполнять, мы начинаем постепенно обогащаться духовно: не позволяем себе красть, почитаем родителей, ухаживаем за близкими и искренними — стараемся блюсти себя. Но оказывается, этого недостаточно. Нам, предполагающим огромную силу в христианстве, имеющим подтверждение этого в подвиге бесчисленного множества преподобных и мучеников, становится понятным, почему подвиг общественного служения Христа начался с пустыни и лишений. И если мы с помощью Божией, разрешим этот вопрос, то разрешим и основной вопрос своей жизни. А Церковь в свою очередь учит нас быть внимательными к слову. Апостол Иаков говорит: "Не многие делайтесь учителями". А Давид уточняет: "Не надейтесь на князи, на сыны человеческие, в них бо несть спасения". И даже Церковь, проповедуя слово Божие, вдруг не приблизит для нас Царствие Небесное. Ибо "Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него" (Лк., XVI: 16). А поскольку это ощущается только изнутри, сердцем и именно тогда, когда Господь умаляет наши дарования одно за другим: наши знания, наши умения — всё то, что мы порой вменяем себе в заслугу, и что заслоняет от нас Христа.
Благочестивый отрок выполнял все заповеди, но главного, как выяснилось, не сделал — не освятил делание своё именем Бога, не стремился принести жертву Богу в сокрушении духа. "Пойди продай имение, раздай нищим и следуй за Мной, взяв крест". А что такое крест, как не осознание внутреннего недостоинства по отношению к Богу, стремление вернуться в Эдем, из которого мы были изгнаны за гордость. Вся жизнь наша должна быть связана с преодолением. И когда Господь говорит: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное",— мы должны приготовить себя к лишениям и страданиям, ибо "все, желающие жить благочестиво, во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим., III: 12). Богатство, если таковое имеется, должно настораживать нас вдвойне, потому что "неудобно богатому войти в Царство Небесное". Даже апостолы ужаснулись, услышав это. Господь уточнил: "Трудно уповающему на богатство войти в Царство Небесное".
Можно быть богатым духовно, изучать опыт жизни великих подвижников благочестия. Но если мы не увидим за их словами того, как они жили, нам трудно будет войти в Царство Небесное "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши". Апостолы, встав на путь Христов, лишили себя внешнего благополучия, богатства и сознательно выбрали стезю лишений и скорбей, тот самый "узкий и тесный путь", ведущий к желанной цели. И поэтому Христос предостерегает нас от желания обогащаться без чувства ответственности, "не в Бога богатея". Мы творение Божие, и что бы ни делали, всё должны освящать именем Божиим, всё делать ради Бога, ибо "Господня земля и исполнение ея, и вси живущии на ней". А Богу, прежде всего, нужно от нас только осознание нашей малости и недостоинства. "Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит". Это и есть путь к наследию жизни вечной.

| к началу главы | к предыдущей главе | к следующей главе | на главную страницу |