курсовая на заказ

«Путь души»

"Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе.
Вот царство Божие — внутрь тебя, грешник.
Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его.
Вне тебя — смерть, и дверь к ней — грех.
Войди в себя, пребывай в сердце своём, ибо там — Бог".
Прп. Ефрем Сирин.

Вторник 30–й седмицы по Пятидесятнице. Исцеление слепого в Вифсаиде

Мк., 34 зач., VIII: 22—26

Слепота... Как часто мы слышим о ней, обращаясь к евангельским повествованиям. И это не случайно. Ибо все мы слепы, и каждый из нас нуждается в исцелении. Всех нас Господь наделил дарами Своей благодати в Таинстве Крещения, но не многие, к сожалению, сумели сохранить их. Человеку свойственно ко всему привыкать; привыкает он и к постоянной помощи Божией; привыкая к ней, он перестает ценить её, и постепенно теряет Божественные дарования, а, теряя дарования, естественно, духовно слепнет. Потому Евангелие так часто и напоминает нам о слепоте, ибо и слепота, то есть степень слепоты, бывает различной.
Вспомним слепого Вартимея сына Тимеева, который сидел у дороги и просил милостыню. Услышав, что Христос проходит мимо него, он начал громко кричать: "Иисусе, Сыне Давидов! Помилуй меня".
Этот человек сидел у дороги и не имел возможности следовать за Христом по пути спасения, потому что был слеп. А мы бы уточнили: потому и был слеп. Но если человек осознаёт свою духовную немощь и, не взирая ни на какие преграды, желает получить исцеление, прозреть "безвестную и тайную премудрость", такому человеку Господь сразу может даровать прозрение, подобно слепому Вартимею. "Чего ты хочешь от Меня?"— спросил его Христос. "Учитель! Чтобы мне прозреть. Иди, вера твоя спасла тебя". И он тотчас прозрел, (и теперь уже) твёрдо пошёл за Иисусом по дороге (спасения), потому что видел свет (Мк., X: 46—52).
А если человек слеп от рождения? Если он осознаёт свою слепоту и искренно желает исцелиться, искренно желает исправиться, но ещё не знает как, ещё не научен путям спасения?
"Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?"— спросили бы мы вместе с апостолами. Но обстоятельства жизни бывают разными. И, порой, человек в силу различных причин лишается возможности просветиться светом Христовой истины. Живёт, вроде бы правильно, закона совести не нарушает, а света не видно, покоя нет — нет ощущения полноты жизни, в которой всё кажется в радость. Как быть с этой слепотой?
Господь показывает нам, что такому человеку бывает достаточно освятить свою жизнь — подвиг делания — послушанием Истине (освятить свою жизнь учением Христа), и он сразу увидит свет (ощутит благодатную радость общения с Богом). "Пойди умойся в купальне Силоам, что значит посланный",— повелел ему Господь. То есть, научайся разуму у Церкви, и спасёшься. "Он пошел, умылся и пришёл зрячим" (Ин., IX: 1—7) — сознательно начал двигаться к Богу, к конечной цели нашей жизни.
Но если человек уже не просит помощи, если уже не считает себя слепым, и его вполне устраивает его теперешнее состояние? Такому человеку необходима наша помощь, помощь его ближних. Здесь–то и вступает в силу призыв Апостола Павла: "Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов" (Гал., VI: 2). С нашей помощью, нашими молитвами за него, человек должен почувствовать, что "блажен" и по–настоящему видит только тот, "который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей" (Пс. 1: 1), ибо "с преподобным будеши преподобен..., а со строптивым развратишися" (Пс. 17: 26—27). Необходимо лишить человека, одержимого пороками, приводящими к духовной слепоте, развращающего его общения. Не случайно, поэтому Господь "взял слепого за руку, и вывел его вон из селения" (лишил его дурного сообщества).
Но чтобы не столкнуться с разочарованием в начале пути к прозрению, нужно помнить, что моментальное выздоровление приходит не ко всем. И нужно долго стучаться в его сердце, долго молиться за него, "исцелять таковаго духом кротости", прежде чем он "увидит ясно". И даже тут его подстерегает падение. Ибо, получив исцеление, мы должны неустанно следовать за Христом, "идти в дом свой" — дом молитвы, Церковь Божию, а не возвращаться на круги своя, к своим прежним порокам, иначе слепота постигнет нас вновь. Потому и предостерегает нас Господь "не ходи в селение" (развратителей) "не рассказывай никому в селении", ибо "худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор., XV: 33).
И посему, внимая Благовестию о нашем спасении, покуда мы ещё не утратили способности обращаться ко Христу за помощью и осознаём свои духовные немощи, помолимся: "Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой укрепихся на него"; "даруй нам истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою, всегда, ныне и присно и во веки веков".

| к началу главы | к предыдущей главе | к следующей главе | на главную страницу |