«Путь души»

"Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе.
Вот царство Божие — внутрь тебя, грешник.
Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его.
Вне тебя — смерть, и дверь к ней — грех.
Войди в себя, пребывай в сердце своём, ибо там — Бог".
Прп. Ефрем Сирин.

Вместо предисловия

"Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше крест Твой глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних" (стихира на Господи воззвах).
Этим радостным приветствием мы готовимся встретить Христа Спасителя нашего, грядущего во славе Своей в наше сердце — в Свой таинственный духовный Иерусалим. И радуемся великой радостью, ибо "благодать Святаго Духа", "которая собрала нас сегодня", напоминает нам о том пути к Отцу, который Христос Своей смертью открывает всем людям; пути, представляющем собой нисхождение в глубины человеческого "я", внедрение в историю Жизни, приносящей себя в жертву. И взоры наши обращены к свету Того, Который грядёт, Который явил нам Свою победу, явил её тем, что умер на кресте и воскрес, и Который воплотился для того, чтобы призвать нас к участию в Своей Божественной жизни и показать, что страдание, крест есть единственный путь, ведущий к победе. Но чтобы встретить Христа в своём сердце, чтобы стать храмом, вместилищем Духа Божия, душа наша должна пройти вслед за Господом все ступени Его крестного подвига, пока, наконец, по слову епископа Феофана Затворника, "ей не предлежить восхождение в духе на крест, а затем — субботствование духовное, за которым последует и духовное воскресение во славе Господа Иисуса".
Все мы стремимся к миру духовному, и каждая душа чает воскресения во славе Господа Иисуса. Но как осуществить эту насущную проблему жизни? Как пойти за Христом, когда Его нет рядом с нами, и мы, в отличие от апостолов, не можем внимать учению Его в непосредственном общении с Ним?
Мало того, не многим из нас под силу проникновение в глубины Божественного Евангелия, и зачастую, к сожалению, учение, осуществляющее наше спасение, используется как прикрытие нашей духовной беспомощности. Мало кто, ощущая свою духовную нищету, ставит себя на место евангельских страждущих и просит исцеления. Не многие признаются себе в том, что духовная слепота и телесное расслабление свойственны человеку; и что он, человек, в иные минуты похож на фарисея, мытаря и даже на Иуду. Но если мы научимся восхищаться чудесами Христа, если научимся внимать словам Его с искренним желанием духовного обновления, то Евангелие — эта Книга жизни — раскроется перед нами во всей полноте и силе, научит нас, обновит, оживит и воскресит нашу душу.
Но для этого нужно разрешить проблему правильного прочтения Евангелия; преодолеть страх сомнений в понимании Божественной Истины.
Многим кажется, что проще отдаться водительству промысла Бижия, не мудрствуя лукаво, смиренно выполнять христианский закон. Но это — кажущаяся простота, ибо воле Божией было угодно послать Сына Своего на страдание и смерть, "дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". А жизненный путь человека, как считает св. Феофан Затворник, "проходит в познании Креста (воли Божией), чтобы в конце своего жизненного пути человек смог сказать: "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос" (Гал., II: 19—20),— Истина, повелевающая нам стучаться, чтобы отворились двери, и называющая "блаженными" всех алчущих и жаждущих правды". Дерзнём и мы постучаться, чтобы отворили и нам...

| к началу главы | к следующей главе | на главную страницу |