ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СПАСИ НАС!

Русская Православная Церковь. Новосибирская епархия
Газета прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы
и епархиального отдела по взаимодействию с Воружёнными Силами

«Покровский благовест», №2

ЦЕРКОВЬ И АРМИЯ 

С именем святого Георгия

К 235–й годовщине со дня учреждения высшего военного ордена России —
Ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия (27 ноября 1769 г.)


(Продолжение. Начало в №1)

Орден Св. вмч. Георгия на ленте
Военное духовенство подавало примеры моральной стойкости и мужества и во время Русско–японской войны 1904–1905 годов.
В документах той поры нет даже малейшего упоминания о малодушии священнослужителей на полях Маньчжурии, сопках Порт–Артура, в Цусимском сражении.
Священник 11–го Восточно–Сибирского стрелкового полка Стефан Щербаковский был удостоен ордена святого Георгия 4–й степени "за доблестный подвиг мужества и неустрашимости, совершённый в Тюренченском бою 18 апреля 1904 года с японцами". После того, как были убиты все командиры, с крестом, в рясе поднял в атаку остатки полка, которые отбили сопку и дали возможность выйти из окружения. Несколько раз раненый, он не покинул поля сражения и был взят в плен. Впоследствии, японцы, узнавшие о его подвиге, с почестями вернули отца Стефана на родину. В этом тяжелейшем бою рядом с полковым батюшкой до конца оставался унтер–офицер, церковник полковой церкви Перч, перевязывавший раны священника. Командующий армией генерал–адъютант Куропаткин наградил Перча 100 рублями и представил его к солдатскому Георгию 4–й степени.
Отличился отец Стефан Щербаковский, имевший за Русско–японскую войну ордена святого великомученика и Победоносца Георгия 4–й степени, святого Владимира 4–й степени с мечами, святой Анны 2–й степени с мечами, золотой наперсный крест на Георгиевской ленте, и в Первой мировой войне 1914—1918 годов. За бои 30 июля 1914 года у деревни Ваббельн и 6 августа 1914 года при деревне Каушен был удостоен ордена святого Владимира 3–й степени с мечами и за бои 24 сентября представлен к ордену святой Анны 1–й степени.
Многие военные священники, сражавшиеся в Маньчжурской армии (в её составе отличился 4–й Сибирский армейский корпус, сформированный в Сибирском военном округе), были удостоены боевых орденов, а шесть из них были представлены к золотому наградному кресту на Георгиевской ленте. Награжденные пользовались такими же преимуществами, как офицеры–георгиевские кавалеры.
Если накануне Первой мировой войны в ведомстве Протопресвитера состояло 730 священников, то за время войны их пребывало в армии свыше 5000 человек.
История сохранила свидетельства о том, что они разделили со своей паствой все трудности армейской жизни, вместе с солдатами жили в окопах, шли в бой, горели и тонули в русских боевых кораблях.
Генерал А.А. Брусилов, один из замечательных русских полководцев, вспоминая о неудачах русской армии в 1915 году, писал: "В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры — полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением... Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой".
За время с начала войны и до 1 апреля 1915 года православные священнослужители получили: 4 ордена святого Георгия Победоносца, 1 панагию на Георгиевской ленте, 12 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества, 5 орденов святого Владимира 3–й степени с мечами, 9 орденов святого Владимира 4–й степени с мечами, 39 орденов святой Анны 2–й степени с мечами и 52 ордена святой Анны 3–й степени с мечами. Все эти награды, то есть наперсный крест на Георгиевской ленте и ордена с мечами, давались, как известно, за особые боевые отличия.
За время войны 1914—1918 годов за проявленный героизм около 2500 священников были отмечены государственными наградами, в том числе было вручено (по неполным данным) 227 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте, 85 орденов святого Владимира 3–й степени с мечами, 203 ордена святого Владимира 4–й степени, 304 ордена святой Анны 3–й степени с мечами.
Если за всё время существования ордена святого Георгия от императрицы Екатерины II до Первой мировой войны этой высочайшей военной награды были удостоены 5 священников, то за время войны ещё 13. Один священник был удостоен солдатского Георгия 4–й степени.
Назовем же эти славные имена.
16 октября 1914 года геройски погиб священник линейного заградителя "Прут", иеромонах Бугульминского монастыря, 70–летний Антоний (Смирнов). Когда "Прут" во время боя начал погружаться в воду, отец Антоний стоял на палубе и осенял Святым Крестом свою паству, в волнах боровшуюся со смертью. Ему предлагали сесть в шлюпку, но он, чтобы не отнять место у ближнего, отказался. После этого он спустился внутрь корабля и, надев ризу, вышел на палубу со Святым Крестом и Евангелием в руках и ещё раз благословил своих духовных чад, осенив их Святым Крестом. А затем вновь спустился внутрь корабля. Скоро судно скрылось под водой...
1 марта 1915 года благочинный 7–го Финляндского стрелкового полка священник Сергий Соколовский был ранен ружейной пулей в бедро. Узнав о геройском поведении отца Сергия Соколовского в бою, Протопресвитер на рапорте написал: "... горжусь чудной работой о. Соколовского ...".
За свой подвиг отец Сергий был представлен командиром 7–го Финляндского полка к ордену святого Георгия 4–й степени.
Вторую половину войны протоиерей Сергий Соколовский вместе со своим полком воевал на французском фронте (прозванный французами за свою храбрость "легендарным священником"), где был дважды ранен, во второй раз с потерею кисти правой руки. О его подвиге, совершенном в 1916 году, и за который он был удостоен ордена Почётного Легиона и Военного Креста Франции, свидетельствует архивный документ, который мы приводим полностью.
"Главный Штаб.– 18 декабря 1916.
В Духовное управление при Протопресвитере Военного и Морского Духовенства.
Главный Штаб препровождает, для сведения, копию телеграммы ген. Палицына за №725 о подвиге протоиерея Соколовского на французском фронте.
Шифрованная телеграмма.
5 декабря сводная рота 6 полка произвела нападение на германскую позицию для захвата пленных. Рота исполнила порученное дело, потеряв убитыми 5 человек, в том числе прапорщика Новикова и ранеными 21, в том числе 3–х офицеров и протоиерея Соколовского, Георгиевского кавалера, раненого в руку и в бок с повреждением легкого. Во французском дивизионном госпитале вследствие большой потери крови отцу Соколовскому понадобилось перелить постороннюю кровь. Свои услуги предложил французский санитар Матирин Потье.
После этой операции батюшка пришёл в сознание. Получив донесение, я предложил генералу Марушевскому за самоотверженный поступок Потье возложить на него от имени Его Величества Георгиевский крест 4–й степени. Французское правительство украсило отца Соколовского Почётным Легионом и военным крестом. Состояние батюшки безнадежное, офицеров благоприятное.
Шантильи. Палицын".
9–й драгунский Казанский полк должен был двинуться в атаку на австрийцев. Раздалась команда командира полка, но полк не двинулся с места. Жуткая минута! Вдруг вылетел на своей лошадёнке скромный и застенчивый полковой священник Василий Шпичек и с криком: "За мной, ребята!"— понёсся вперед. За ним бросилось несколько офицеров, а за ними весь полк. Атак была чрезвычайно стремительной; противник бежал. Полк одержал победу. И отец Василий был награжден Георгием 4–й степени.
Иеромонах Амвросий исполнял пастырские обязанности в 3–м Гренадёрском Перновском полку. Когда утомлённые продолжительным боем перновцы дрогнули, предстал перед ними воин Христов отец Амвросий с горячим пастырским словом, со Святым Крестом, являя собой пример истинной храбрости. Воодушевлённые своим пастырем, перновские гренадеры в решительную минуту ударили в штыки, чем окончательно опрокинули противника с большими для него потерями. Отец Амвросий с крестом шел во время атаки и погиб 24 июня 1915 года. Самоотверженная и геройская смерть иеромонаха, представленного к ордену святого Георгия 4–й степени, глубоко запала в сердце каждого перновского гренадера...
К лету 1915 года орденом святого Георгия 4–й степени были пожалованы: священник 5–го Финляндского полка Михаил Семёнов, исполнявший пастырские обязанности в 209–м пехотном Богородском полку иеромонах Филофей, а также полковой священник иеромонах Евтихий Тулупов, за совершённый им геройский подвиг в бою под деревней Можейканы (погиб 9 июля 1915 года).
В январе 1916 года к ордену был представлен священник 42–й артиллерийской бригады Виктор Кашубский за выдающееся исполнение им пастырских обязанностей, затем был отмечен высокой наградой священник 217–го Ковровского полка Владимир Праницкий.
"За военные отличия и выдающиеся геройское исполнение пастырских обязанностей" ордена удостоился протоиерей 6–го Финляндского стрелкового полка Андрей Богословский.
7 ноября 1916 года к ордену святого Георгия 4–й степени причислен протоиерей 154–го пехотного Дербентского полка Павел Смирнов за то, что после двух неудачных (под командой военных чинов) атак повёл с крестом в руках батальон названного полка на штурм сильнейшего турецкого укрепления у селения Тарходжа, каковое укрепление после этого штурма и было взято, а отец Павел был тяжело ранен.
Сопричислен к ордену священник 439–го пехотного Илецкого полка Михаил Дудицкий за то, что проявил героизм в боях с 10 по 12 января 1917 года у стыка Ронских дорог до реки Аа. 10 января под сильным артиллерийским огнём противника, когда полк понёс большие потери как в нижних чинах, так и в офицерском составе, по собственному желанию обошёл позицию полка, ободряя и воодушевляя людей, и когда 6–я рота, высланная из резерва на поддержку, потеряв при своём движении всех офицеров, рассеялась по лесу, под сильнейшим огнём собрал всю роту и лично отвел её в передовые окопы, оказав этим помощь боевой части, на которую наседал неприятель. 12 января, когда выяснилось, что необходимо выслать последний резерв, повёл полуроту 438–го пехотного Охтенского полка под сильнейшим огнем противника, довел её до передовых цепей, влил её в цепи бойцов и вместе с ними пошёл в контратаку, в результате которой от позиций были отброшены многократно превосходящие по численности силы немцев. После контратаки передал командование прибывшему офицеру. Сам во время атаки был ранен осколком артиллерийского снаряда. Своими действиями выручил русские части от грозившей опасности.
31 августа 1917 года причислен к ордену святого великомученика и Победоносца Георгия 4–й степени убитый в бою с неприятелем священник Черноярского пехотного полка Александр Тарноуцкий за то, что в бою 19 октября 1916 года в районе деревни Юльяновки, когда окопы среднего участка Черноярского пехотного полка за выбытием большей части офицеров были заняты противником, собрал остатки отошедших рот и с крестом в руках, под сильным ружейным и пулеметным огнём, повёл их в атаку, но сам пал смертельно раненым. Воодушевленные его самоотверженным примером роты после упорной штыковой схватки выбили противника и восстановили прежнее положение.
Наконец, в годы Первой мировой войны полковой священник 245–го Бердянского полка Василий Островидов был награжден солдатским Георгиевским крестом.
Протопресвитер Г. Шавельский писал: "В Великую войну военное духовенство … работало дружно, согласно, по самой широкой программе. Священники делили с воинами все тяжести и опасности войны, возбуждали их дух, своим участием согревали уставшие души, будили совесть, предохраняли наших воинов от столь возможного на войне ожесточения и озверения".
Затем Шавельский писал: "О деятельности военного духовенства на театре военных действий я имел счастье слышать блестящие отзывы от обоих Верховных Главнокомандующих. В конце 1916 года Государь как–то сказал мне:
— От всех, приезжающих ко мне с фронта военных начальников я слышу самые лучшие отзывы о работе военных священников в рядах армии.
Ещё решительнее, в присутствии чинов своего штаба, отозвался в 1915 году великий князь Николай Николаевич:
— Мы в ноги должны поклониться военному духовенству за его великолепную работу в армии.
Я дважды слышал от него эти слова. Такие отзывы были вполне заслужены духовенством".
После октябрьского переворота, когда были отменены все прежние звания, чины, мундиры, у Георгиевских наград была особая судьба. Приказом Главковерха Н. Крыленко от 30 ноября 1917 года разрешалось ношение Георгиевских наград — крестов, медалей и орденов как знаков личного мужества. "Солдатский Егорий" украсил грудь сотен тысяч простых русских мужиков и превратил эту воинскую награду в самую почитаемую награду в народе.
Георгиевские традиции выстояли и после 1917 года.
Возрождение георгиевской традиции, как и многого другого из золотого фонда русской воинской славы, приходится на годы Великой Отечественной войны.
Когда в страшных боях с фашистами под Москвой родилась советская гвардия, то для гвардейских лент и знамён, для орденов Славы не сыскалось ничего лучше чёрно–оранжевого муара — прямой "цитаты" с лент знаменитого Георгиевского креста и Георгиевского знамени, существовавших в русской армии как знаки особого отличия за воинскую доблесть.
Очевидна общность ордена Славы с солдатским Георгием — те же степени, даваемые последовательно, та же оранжево–чёрная лента... И самое гласное — статус, во многом напоминающий и повторяющий статус старинного Знака Отличия Военного Ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Орден Славы давался за личные подвиги солдатам и сержантам — за спасение на поле боя командира, за спасение знамени, за уничтожение танка, за храбрость в рукопашном бою... Орден Славы задумывался именно как солдатский орден, призванный напомнить награждаемым о воинском прошлом их Родины, вызвать гордость тех, кто удостоился его. Так и произошло. Этот орден стал самой почётной из солдатских наград.
На чёрно–оранжевой Георгиевской ленте носят ветераны медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов". Георгиевские ленты украшают бескозырки моряков с гвардейских боевых кораблей.
Уже в наши дни в наградную систему России вернулись славные награды Отечества — орден святого Георгия и Георгиевский крест. В 1995 году в Положении о государственных наградах Российской Федерации определялось, что "в системе государственных наград сохраняются Военный орден святого Георгия и знак отличия — Георгиевский крест, военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова". В наградную систему России вошли славные воинские награды, высокий авторитет которых подтверждён в боях за свободу и независимость Отечества. И первое место среди них по праву занимает орден святого Георгия.
Георгиевские кавалеры — подлинные патриоты Отечества, носители боевой славы Российской армии и флота. На протяжении столетий они были в числе первых, кто отстаивал его свободу и независимость, своими ратными подвигами умножая его крепости и могущество. Их боевые дела незабываемы и достойны подражания.

Прихожанин храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы
заслуженный работник культуры РФ, военный историк Ю. Фабрика.



Редакция приносит свои извинения за неточности, допущенные в первом номере газеты:
1. Отцу Василию Васильковскому был пожалован Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия не 2–й, а 4–й степени.
2. Вместо изображения современного варианта ордена святого великомученика Георгия Победоносца была опубликована фотография значка, изображающего орден.

| к началу статьи | к предыдущей статье | к следующей статье | на главную страницу |