ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СПАСИ НАС!

Русская Православная Церковь. Новосибирская епархия
Газета прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы
и епархиального отдела по взаимодействию с Воружёнными Силами

«Покровский благовест», №2

ПРАВИЛО ВЕРЫ 

Как возбуждать в себе дух молитвенный

Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва — дыхание духа. Есть молитва,— живет дух; нет молитвы,— нет жизни в духе.
Стоять пред иконою и класть поклоны — не есть еще молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы — на память, или по книжке, или слушать их — не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу,— чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и пр.
Вся наша забота здесь должна быть о том, чтобы во время нашей молитвы, эти и подобные чувства наполняли душу нашу,— чтобы сердце не было пусто. Когда есть в нем все эти чувства, или какое–либо одно из них, устремленное к Богу,— то молитвословие наше есть молитва, а когда нет,— оно не есть еще молитва.
Молитву, или устремление сердца к Богу, нужно возбудить и возбужденную укрепить, или — что тоже — нужно воспитать в себе молитвенный дух.
Первый способ к этому есть читательное, или слушательное наше молитвословие. Читай или слушай, как следует, молитвословие,— и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, т.е. войдешь в молитвенный дух. В молитвах св. отцев движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот — в силу закона взаимодействия — непременно вкусит молитвенной силы, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы. — Чтобы наше молитвословие сделать нам действительным средством к воспитанию молитвы, необходимо совершать его так, чтобы и мысль, и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих молитвословие.
Вот для этого три самых простых приема: не приступай к молитвословию без должного приготовления, не совершай его кое–как, а со вниманием и чувством, и не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям.

а) Приготовление к молитвословию.

Приступая к молитвословию, когда бы то ни было, постой немного, или посиди, или походи,— и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий начать теперь это молитвенное к Нему обращение,— и возбуди в душе своей, соответственное тому настроение самоуничиженного и проникнутого благоговейным страхом предстояния Богу в сердце. В этом все малое, но немалозначительное, приготовление — благоговейно стать пред Богом в сердце. Здесь — начало молитвы, а доброе начало — половина дела.

б) Самое совершение молитвословия.

Установившись так внутренно, стань пред иконами, перекрестись, поклонись, и начинай обычное молитвословие. Читай не спешно,— вникай во всякое слово — мысль всякого слова доводи до сердца, сопровождая это поклонами — с крестом. — В этом — все дело приятного Богу и плодоносного чтения молитвы. — Вникай во всякое слово и мысль слова доводи до сердца, иначе: понимай что читаешь и понятое чувствуй. Читаешь: "очисти мя от всякия скверны",— восчувствуй скверну свою, возжелай чистоты, и — с полною надеждою проси ее у Господа. Читаешь: "да будет воля Твоя", и в сердце своем совершенно предай участь твою Господу, с полною готовностью благодушно встретить все, что Господь пошлет тебе. Читаешь: "и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим",— и в душе своей всем прости все, и, таким образом, проси себе прощения у Господа. Если так будешь действовать при всяком стихе молитвы твоей, то у тебя будет надлежащее молитвословие. А чтобы тебе успешнее совершать его именно таким образом, вот что нужно сделать: 1) имей у себя известное молитвенное правило — небольшое, чтобы, при своих обычных делах, ты мог исполнять его неспешно; 2) в свободное время вчитывайся в молитвы твоего правила, пойми каждое слово молитвы и прочувствуй его, чтобы наперед знать, что при каком слове у тебя должно быть в душе и в сердце, дабы — во время молитвословия — легко тебе было понимать и чувствовать. 3) Если твоя летучая мысль, во время молитвы будет отбегать на другие предметы, напрягайся сохранять внимание, и возвращай мысль свою к предмету молитвы; опять отбегает, опять возврати: повторяй чтение, пока каждое слово молитвы не прочтешь с понятием и чувством. Этим отучишь мысль свою от рассеянности в молитве. 4) Если же какое слово молитвы сильно подействует на душу,— стой на этом месте вниманием и чувством,— напитай им душу свою, или теми помыслами, которые оно будет производить,— не разоряй этого состояния, пока оно у тебя начинает внедряться, а состояние это — самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас молитвенного духа.

в) Что делать после молитвы?

Когда кончишь свое молитвословие,— не тотчас переходи к каким–либо занятиям; но также хоть немного постой и подумай,— что это тобою сделано и к чему это обязывает, сохраняя после молитвы особенно то, что на тебя крепко подействовало. Самое свойство молитвы таково, что если хорошо помолишься, как следует,— то не захочешь скоро озабочиваться делами: кто вкусит сладкого, не захочет горького; а вкушение этой сладости молитвы есть цель молитвословия, и через это вкушение сладости молитвенной в молитвословии воспитывается молитвенный дух.
Исполняя эти немногие правила, скоро увидишь плоды молитвенного труда. Всякое молитвословие оставит след молитвы в душе — непрерывное продолжение его в том же порядке вкоренит ее, а терпение в этом труде привьет и дух молитвенный.
Вот первый начальный способ воспитания в нас молитвенного духа! Это сообразное с своим назначением совершение наших молитвословий. Но это еще не все; здесь полагается только начало молитвенной науке. Надобно идти далее.
Навыкнувши умом и сердцем обращаться к Богу с стороннею помощью — по молитвенникам, необходимо затем делать опыты и своего собственного возношения к Богу,— доходить до того, чтобы душа сама, так сказать, своею речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедовала, что в ней есть и чего она желает. И этому надо учить душу. Что должно делать, чтобы успеть в этой науке?
И навык с благоговением, вниманием и чувством молиться по молитвенникам, к этому же приводит; ибо из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начнет исторгаться своя к Богу молитва. Но есть и особые для этого правила, ведущие к должному успеху в молитве.
Первый способ обучения души к частому обращению к Богу есть богомыслие, или благоговейное размышление о Божественных свойствах и действиях,— размышление о благости Божией, правосудии, премудрости, всемогуществе, вездесущии, всеведении,— о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе,— о благодати и слове Божием, о св. таинствах, о царстве небесном. О каком из этих предметов ни стань размышлять, размышление это непременно исполнит душу благоговейным чувством к Богу: оно прямо устремляет к Богу все существо человека, и потому есть самое прямое средство к тому, чтобы приучить душу возноситься к Богу. Окончив молитвословие, особенно утром, сядь и начинай размышлять — ныне об одном, завтра о другом Божием свойстве и действии и производи в душу соответственное тому расположение. Говори с св. Димитрием Ростовским: "иди, святое богомыслие, и погрузимся в размышление о великих делах Божиих",— растрогивай тем свое сердце и начнешь изливать душу свою в молитве. Труда немного; а плода много. Нужны только желание и решимость. Стань, например, размышлять о благости Божией,— увидишь, что ты окружен милостями Божиими и телесно и духовно,— и падешь пред Богом в излиянии чувств благодарности; — стань размышлять о вездесущии Божием,— уразумеешь, что ты всюду пред Богом и Бог пред тобою,— и не можешь не исполниться благоговейным страхом; — стань рассуждать о правде Божией,— уверишься, что не одно худое дело не останется без наказания,— и непременно положишь — очистить все грехи свои сердечным сокрушением пред Богом и покаянием; — стань размышлять о всеведении Божием,— познаешь, что ничто в тебе не сокрыто от ока Божия,— и непременно положишь быть строгим к себе и внимательным во всем, чтобы как–нибудь не оскорбить всевидящего Бога.
Второй способ обучения души к частому обращению к Богу есть обращение всякого дела — большого и малого во славу Божию. Ибо, если положишь себе за правило, по заповеди Апостола (1Кор. 10,31), все творить, даже есть и пить, во славу Божию, то непременно,— при каждом деле вспомним о Боге,— и вспомним не просто, а с опасением,— как бы не поступить в каком случае неправо и не оскорбить Бога каким–либо делом. Это и заставит обращаться к Богу со страхом и молитвенно просить помощи и вразумления. А так как мы почти непрестанно что–нибудь делаем, то почти непрестанно будем молитвенно обращаться к Богу; и, следовательно, почти непрестанно будем проходить науку молитвенного в душу возношения к Богу. Так мы научим душу как можно чаще, в продолжение дня, обращаться к Богу.
Третий способ обучения души к частому обращению к Богу есть частое, в продолжении дня, взывание из сердца к Богу краткими словами, судя по нуждам души и текущим делам. Начинаешь что,— говори: Господи, благослови! Кончаешь дело,— не языком только, но и чувством сердца,— говори: слава Тебе, Господи! Страсть какая подымется,— говори: спаси, Господи, погибаю! Находит тьма смутительных помышлений,— взывай: изведи из темницы душу мою! Предстоят неправые дела, и грех влечет к ним,— молись: настави мя, Господи, на путь, или — не даждь во смятение ноги моея. Грехи подавляют и влекут в отчаяние,— возопий мытаревым гласом: Боже, милостив буди мне грешному. Так и во всяком случае. Или просто чаще говори: Господи, помилуй! Владычице Богородице, спаси меня! Ангеле Божий, хранителю мой Святый, защити меня! Или другим каким словом взывай. Только — сколько можно — чаще делай эти воззвания, всячески стараясь, чтобы они выходили из сердца, как бы выжитые из сердца. Когда будем так делать,— будут у нас совершаться чистые, умные восхождения из сердца к Богу,— частые обращения к Богу, частая молитва; а это учащение сообщит нам навык умного собеседования с Богом.
Итак, кроме молитвенного правила — научать душу молитвенно возноситься к Богу, существует еще три способа, вводящие в молитвенный дух. Это — посвящать утром несколько времени на богомыслие,— всякое дело обращать во славу Божию и — часто обращаться к Богу краткими воззваниями. Когда утром хорошо будет совершено богомыслие,— оно оставит глубокое настроение к помышлению о Боге. Помышление о Боге заставить душу всякое действие свое — и внутреннее и внешнее — осторожно содевать и во славу Божию обращать; а то и другое поставлять душу в такое положение, что из нее часто будут исторгаться краткие молитвенные воззвания к Богу. Эти три богомыслия, творение всего во славу Божию и — частые воззвания суть самые действенные орудия умной и сердечной молитвы. Всякое из них возносит душу к Богу. Кто положил упражняться в них, тот скоро приобретет навык — полагать восхождение в сердце своем к Богу. Отторгшись от земли, душа вступит в свою область и будет сладостно обитать горе — здесь сердечно и мысленно, а там — и существенно сподобится пребывать пред лицем Бога.

Святитель Феофан Затворник, письмо 227.

Печатается по книге "Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника.
Собрание писем". Издание Свято–Успенского Псково–Печерского
монастыря и издательства "Паломник", 1994 г.

| к началу статьи | к предыдущей статье | к следующей статье | на главную страницу |