ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СПАСИ НАС!

Русская Православная Церковь. Новосибирская епархия
Газета прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы
и епархиального отдела по взаимодействию с Воружёнными Силами

«Покровский благовест», №1

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА 

Для маленьких детей всё чудесно!

Покровская церковь с момента своего основания отличалась от других тем, что это была церковь–школа. После возрождения храма эти традиции сохраняются. В 1996 году начала работу детская воскресная школа под руководством иерея Виктора Демьяненко. В школе проходят уроки Закона Божия, обучают детей пению, рисованию и рукоделию. К праздникам Рождества, Пасхи, Дню славянской письменности готовятся детские праздники со спектаклем, песнопениями, играми и чаепитием. Совершаются паломнические поездки и экскурсии в музеи города. За время существования школы сменилось уже не одно поколение детей. Первые воспитанники школы выросли, покинули школу, но не покинули храм Божий. Это радует. И хочется думать, что школа внесла свою лепту в их воцерковление, в воспитание их, как христиан.



На страницах газеты нам хотелось поделиться с вами, дорогие читатели, нашим небольшим опытом в проведении уроков Закона Божия. Рассказать о значении рукоделия для эстетического, морального и физического формирования ребёнка. Поделиться впечатлениями о поездках и экскурсиях.
Закон Божий для дошкольников
В подготовке занятий с самыми маленькими учениками воскресной школы мы опирались на наставления Софьи Куломзиной, высказанные ею в статье "Что и как преподавать детям в воскресной школе". Приведём некоторые выдержки из этой статьи.
"Хочу с вами поделиться моими мыслями, накопившимися за очень долгие годы работы с детьми и преподавания закона Божия. И с самого начала мне хочется, чтобы для нас всех было ясно, что мы понимаем под законом Божиим. Это не есть просто предмет, который мы делим на части и проходим: сначала реки, потом города, потом горы. Закон Божий — это те знания, те сведения, те понятия, которые мы хотим внушить и передать детям, подросткам или взрослым для того, чтобы они могли жить наиболее полной христианской православной жизнью. То есть, это знания, но знания нужные и помогающие жить. И вот эти два элемента знания, сами сведения и то, для чего они нужны — для жизни — вот это должно быть основанием нашего подхода к закону Божию... Знания о Боге, которые мы хотим внушить детям — это только маленький кусочек всего того, что помогает росту, развитию познания Бога, то есть духовному росту души. И, может быть, какая–нибудь девочка или мальчик, которые отказывались ходить на уроки и не ходили, в конце концов, станут лучшими православными, чем наш самый первый ученик. Это для смирения надо помнить! И второе, если мы хотим, чтобы эти школы были полезны, нужно очень тщательно и продуманно приготовить и то, что мы преподаем и то, как мы это преподаем... В самом начале я вам сказала, что основной принцип — это передавать те понятия, те сведения, которые нужны для духовной жизни ребенка на его уровне развития <...> причём, я считаю, что не надо упирать на чудесность чуда, потому что для маленьких детей все чудесно. И они верят ещё иногда и в сказки, и в волшебство, в Америке там, в Деда Мороза, такого очень фантастичного. И я считаю, что, конечно, позднее надо понять разницу между чудом и не чудом, но делать из чудес такой магизм, волшебство, сказочность — это, по–моему, неправильно. Главное, это дать понять любовь Божию и участие Бога в жизни человека. Мне кажется, что как бы мы просто ни говорили с этими маленькими детьми, как бы мы примитивно ни говорили, очень важно никогда не говорить то, что для нас самих неправда, и не сочинять рассказы про Иисуса Христа, про Матерь Божию, про Церковь, про чудеса, про понятия о вере, такие, какие потом им надо будет откинуть, когда они станут взрослей...
Теперь, суммируя то, что мы хотим дать детям до семи лет, так сказать, младшего возраста, повторю, надо познакомить маленьких детей с теми религиозными понятиями, которые они могут воспринимать с помощью органов чувств: ощущением, зрением, обонянием, слухом. Дать им предметное знакомство с храмовой утварью и с поведением в храме — как прикладываться к иконам, как подходить к кресту, как просить благословения и так далее. Из Священной истории Ветхого и Нового Завета самым маленьким рассказывать те рассказы, которые дают ощущение любви Божией к людям, чувство защиты от опасности, говоря об участии Бога в жизни детей. Маленькие дети не способны ещё воспринимать ничего в понятиях хронологии, времени и географии, места, где происходит событие. Поэтому, надо рассказать так, как будто всё это произошло или происходит сейчас. Очень удачно, когда им даешь рисовать: нарисуй и самого себя тоже, "что ты там стоял и это видел". Это даёт такое чувство участия в этом! Сюжет должен быть предельно ясен и прост, непоследователен, без погружения в пространственно–временные категории. Употреблять определения времени: "давным–давно", "давно", "недавно", "вчера". Определение места: "далеко–далеко", "далеко", "недалеко", "близко", "рядом", "неподалеку". От себя хотелось бы заострить: маленьким детям не нужно рассказывать о страданиях. Им нужно дать понятие защищенности, любви Божией, гармонии, созданного Богом мира".
О том, как проходят занятия в Воскресной школе Покровского храма, о многих других вопросах, связанных с духовным воспитанием детей мы поговорим в наших следующих номерах.

О.Е. Русанова

| к началу статьи | к предыдущей статье | к следующей статье | на главную страницу |