Экспресс займ на киви

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СПАСИ НАС!

Русская Православная Церковь. Новосибирская епархия
Газета прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы
и епархиального отдела по взаимодействию с Воружёнными Силами

«Покровский благовест», №1

НЕ СЛЫШУ, НО ВЕРУЮ 

Душа не может быть глухою

Новосибирск — единственный город за Уралом,
где начались православные богослужения с сурдопереводом


Служители Покровского храма и глухие прихожане
Когда стало известно, что богослужение с сурдопереводом организовано именно в Покровском храме, то многие восприняли это сообщение как должное, так как церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Новосибирске одна из самых старинных, а потому и благодатных. В начале тридцатых годов церковь закрыли и более полувека в ней размещались различные госучреждения. В 1990 году решением облисполкома здание получило статус памятника архитектуры, но это, казалось бы, полезное решение, принесло ему лишь очередные беды. Ссылаясь на полученный статус, новые хозяева здания ничего не предпринимали по части его ремонта, и храм медленно, но верно разрушался. Продолжал он ветшать и после того, как в марте 1996 года был возвращён законному хозяину — Русской Православной Церкви. Причины были разные: и объективные, и субъективные, но всё изменилось после того, как настоятелем Покровского храма был назначен протоиерей Владимир Маничев.
Мало кто из прихожан поверил отцу Владимиру, когда он объявил с амвона, что собирается за год полностью перестроить восточную часть храма, не прекращая при этом службы. Но недаром говорится — что невозможное человеку, возможно Богу. За год были разобраны практически полностью сгнившие брёвна, демонтирован рассыпающийся фундамент и точно по старым фотографиям и замерам восстановлен прежний облик восточной части храма — той части, где совершается служба. Тем, кто ещё не бывал в храме после ремонта, есть смысл зайти и посмотреть, что стало с недавним неказистым помещением.
Есть такое христианское понятие, как благодать Божия. Именно благодать сразу же ощущается при входе в отремонтированную часть Покровской церкви: успокаивающие взгляд деревянные стены, тактично подобранные иконы, украшенные резными киотами, постеленные ковры, лавочки для отдыха — всё навевает уют и покой. Иконостас, правда, ещё полностью не готов, но это вопрос времени. Уютная благодатная обстановка не может не сказаться на молитвенном настроении и поэтому помолиться в храм Покрова Пресвятой Богородицы верующие приезжают со всех концов Новосибирска.
Когда в Покровском храме поёт хор, то сразу вспоминается предание о храмовом ангеле–хранителе. Говорят, что после освящения каждой церкви Господь устанавливает над ней ангела–хранителя. И даже, когда храм закрывают или разрушают, ангел–хранитель не покидает поруганного места, а находится при нём и охраняет его вплоть до Страшного суда. Плачет, сокрушается от человеческого нечувствия, но места не покидает. Более шестидесяти лет плакал ангел–хранитель Покровской церкви, когда на святом месте хозяйничали неверующие люди, сокрушался, когда храм продолжал рассыпаться при возобновлении в нём богослужений. Не слышно было его голоса и когда под сводами полусгнившего потолка раздавалось мощное пение бывшего мужского хора храма Покрова. Нынешний хор не такой мощный по составу как прежний, но когда на клиросе раздаются голоса певчих, то верующие сердцем слышат среди них и голос храмового ангела–хранителя. Отплакавший ангел поёт о новой жизни некогда умирающего храма, поёт о крестных страданиях Христа и о Его чудесном Воскресении, о Божией Матери, о тысячах мучеников, на крови которых зиждется Церковь Христова, о возрождающейся православной вере, о будущей вечной жизни. И эта песнь ангела, переставшего плакать, в свою очередь вызывают слезы у молящихся, но это уже совсем другие слезы. И вот, начиная с октября, в Покровском храме смогут помолиться глухие и слабослышащие. Литургии с сурдопереводом будут проводиться в нём по субботам два раза в месяц.
Мир глухих называют миром тишины. Сведения о живущих в этом мире присутствуют в самых древних исторических источниках. Так в Евангелии встречается несколько случаев, когда Христос исцелял глухонемых. Современная же цивилизация способствует пополнению мира тишины. Немалую часть среди неслышащих, составляют люди с приобретенной тугоухостью. Она возникает в результате инфекционных заболеваний, токсических поражений, акустических или контузионных травм и т.д. Слух могут поражать не только болезни, но и неправильное их лечение. Современная молодежь глохнет на дискотеках и от включенной на полную мощность аудиоаппаратуры. Даже занятие некоторыми видами спорта приводит к деформации слуха. Так, американские учёные, обследовав группу серфингистов из 307 человек, у более семидесяти процентов "любителей волн и ветра" обнаружили серьёзные отклонения в слуховом аппарате. Российскому народу не до серфинга, но людей с проблемой слуха у нас немало. Только в Новосибирской области таковых не один десяток тысяч.
В нашем городе о глухих заботятся. Существуют специальные интернаты для детей со слуховыми отклонениями. Проблемой учёбы, трудоустройства и досуга очень успешно занимается общество глухих. При НГТУ существует институт Социальной реабилитации, где лишённые слуха получают высшее образование. Но всё–таки у глухих мир восприятия ограничен. Многое им всё равно недоступно или доступно не в полной мере. Например, как быть человеку, душой потянувшемуся к Богу? Как реализовать свою веру, если согласно апостолу Павлу: "Вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим., X: 17)? А если этого слышания нет? Можно ли тогда проникнуться словом Божиим? Конечно же, можно. Просто большинство людей владеют общепринятым языком, а глухонемые общаются при помощи языка жестового. Слышат они глазами, воспринимая слова и выражения, образно изображаемые руками. А что касается слова Божия, главное, чтобы было кому его до неслышащих людей донести. В Новосибирске такой человек нашёлся.
Генеральный директор туристского агентства "Сибинтурсервис" Николай Соколов родился в семье глухонемых. Родился обычным слышащим ребёнком, которых по статистике у глухонемых родителей рождается 90 процентов. Общаться с глухонемыми Николай Николаевич научился в детстве, причём, не прикладывая к этому особых усилий. Для учёных остается неразрешимой загадкой, каким образом дети познают язык без специального обучения. Просто в один прекрасный момент ребёнок начинает говорить и всё. Причём, если в окружении общаются на нескольких языках, то и ребёнок этим языкам обучается автоматически. Вторым языком, помимо русского, для маленького Коли стал жестовый.
И вот, повзрослев и уверовав в Бога, Николай Николаевич стал всячески стараться приобщить к православной вере и своих родителей. Но первый же поход матери в православный храм закончился печально: мать вернулась вся в слезах. Народу много, ничего не понятно, люди неприветливые. Слышащий человек, хотя он и впервые зайдёт в храм, всё–таки сможет достаточно быстро сориентироваться, да и неприветливых в случае чего вразумить. Другое дело глухонемой, которому бывает трудно в незнакомой обстановке и который всегда болезненно воспринимает негативное к себе отношение, как бы подчеркивающее его физический недостаток.
От случившегося у Николая в душе остался осадок, но в то же время возникло желание каким–то образом помочь людям из мира тишины услышать Бога. Это желание окрепло после того, как его попросили помочь покреститься глухонемой девушке. В абсолютном большинстве глухонемые после крещения в храм заходят лишь изредка и то свечу поставить, а вот как их научить понимать богослужение? И Николай Соколов решил попробовать помочь этой новокрещенной девушке, объяснив ей на жестовом языке смысл происходящего в храме во время литургии. С этого всё и началось.
Проводя тренировки дома, пытаясь переводить на жестовый язык магнитофонную запись литургии, Николай Николаевич столкнулся с проблемой: некоторых слов из принятой в богослужебной и обиходной православной практике в русском жестовом языке не было. Даже слова "Бог" в стандартном перечне жестовых аналогов не оказалось. Но, главное, как донести до неслышащих догматический смысл православной веры, дабы невольно не ввести людей в заблуждение или даже ересь? Как, например, передать жестовым языком гениальную формулировку святых Отцов Церкви, что в Христе Бог и Человек существуют нераздельно и в тоже время неслитно? Ясно, что неслышащих нужно предварительно готовить в воскресной школе, но сначала нужно хорошо подготовиться самому. Пришлось искать единомышленников в других городах.
И тут неожиданно возникла ещё одна проблема. Во время поисков жестовых аналогов богослужебных слов, выяснилось, что в разных регионах одни и те же выражения изображаются по–разному. На конференции в Екатеринбурге по проблемам сурдоперевода православных богослужений, Николай Соколов прочитал свой доклад на тему: "Русский жестовый язык. Нужно ли унифицировать религиозные жесты?" В ёмком по содержанию докладе красной нитью проходит мысль, что такая унификация жизненно необходима. Во всех православных храмах должны молиться одинаково без каких–либо местных диалектов, дабы у слушателей не было разномыслия. Впервые публичный опыт перевода Николай Соколов получил при паломнической поездке с глухонемыми на Святой ключ в Ложках. Потом в епархиальном детском оздоровительном лагере "Радонеж", где отдыхало 14 детей из новосибирских специнтернатов. И вот, 2 октября совершилась первая литургия с сурдопереводом в храме Покрова Пресвятой Богородицы.
Главная задача сурдопереводчика — донести до прихожан смысл происходящего, не погрешая против догматических истин. Работа эта сложная, требующая от переводчика не только хорошего владения жестовым языком, но и детального знания богослужения. Сурдопереводчик должен знать весь ход службы, чтобы успеть донести тот или иной момент богослужения в двух–трёх (но не более) жестах. При этом нужно почти моментально сделать двойном перевод: с церковно–славянского языка на современный русский, а с него — на жестовый.
Не менее трудно и тем, кто этим переводом пользуется. Если человек с нормальным слухом может во время службы отвлечься взором на икону, на свет горящей свечи, прикрыть глаза и т.п., то неслышащий, чтобы не потерять нить богослужения, должен непрерывно в течение полутора часов смотреть на сурдопереводчика. Но как показал опыт Николая Николаевича и настоятеля Покровского храма отца Владимира, неслышащие люди настолько благодарны открывшейся им возможности общения с Богом, что готовы ходить на субботние службы не через раз, как сейчас, а каждую неделю. Но пока такой возможности нет. Нужно подготовить Николаю Соколову помощников, чтобы они могли подменить его при необходимости. Для этого в Новосибирском Православном Богословском институте в этом году открыт спецфакультатив по изучению жестового языка и религиозных жестов. На первое занятие пришли 12 человек, в том числе и один священник. В будущем к занятиям должны подключиться и миссионеры, ежегодно посещающие новосибирскую глубинку на корабле "Андрей Первозванный" и поезде "За духовное возрождение России". Число людей с дефектом слуха, которым станет доступно слово Божие, будет расширяться. А пока в ближайшую субботу в храме Покрова Пресвятой Богородицы соберутся люди, волею судьбы обделенные слухом. Соберутся, чтобы услышать слово Божие, чтобы душою услышать голос храмового ангела–хранителя, именно услышать, так как душа не может быть глухой.

Мельников В. Газета "Вечерний Новосибирск", 12 октября 2004 г.

Расписание богослужений с сурдопереводом, совершающихся в Покровском храме, можно узнать здесь.

| к началу статьи | к предыдущей статье | к следующей статье | на главную страницу |