аренда строительной спецтехники в москве.

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СПАСИ НАС!

Русская Православная Церковь. Новосибирская епархия
Газета прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы
и епархиального отдела по взаимодействию с Воружёнными Силами

«Покровский благовест», №1

ПРАВИЛО ВЕРЫ 

Вопрос о сомнении в вере

Сомнения ведь у всякого почти приходят; но приходят и отходят. Всегда также можно найти мысли побеждающие сомнения и прогоняющие их. На дела Божии надо смотреть со всех сторон: у них есть светлая и пресветлая сторона,— и есть примрачная, прикровенная. На последней стороне все сомнения. Так Бог устроил для испытания искреннего искания Его, и сомнения, с каким приступают к сему делу. Вам, кажется, думается, что как скоро — где Бог и истина Его, там всё должно быть блестяще,— ярко бить в глаза,— и всем внушать громко: вот что есть Божеское! Не замечаете ли вы, что думая так, вы Богу предписываете, как Он должен вести дела Свои. А это, как сами согласитесь, не в порядке вещей. Дела Божии сами в себе точно таковы; но внешне прикрыты невзрачностью, выражусь так. Зачем так?! На это нечего сказать, кроме: так Богу угодно. Но, что точно так есть, что под невзрачностью скрыта красота, и под примрачностью — свет в этом нет сомнения. Только свидетельство об этом надо искать не у неверов, и не у верующих только, но и живущих по вере. Раскуси орех, найдёшь ядро, вкусное и питательное. Бог не пометает бисера как попало. Спаситель и к народу о Царстве Своём говорил прикровенно, в притчах. Имеющие в себе задаток духовного разума, тотчас проникали внутрь, и уразумевали истину. Так и во всём. Вот возьмите, как из семени растение выходит. Семя раскиснет, разложится, и будто загниёт; а между тем внутри раскрывается зародыш, понемножку, понемножку крепнет, даёт росток, выходит из земли, и так далее. И чем следует ему быть, становится уже, когда, когда?
Так мрачно всё вокруг, если смотреть совне. На деле же есть — светлое водительство Божие, которым Он всех и каждого ведёт к последнему концу. Никто не забыт. Всех отец есть Бог. Как несчастен род наш, когда для спасения его необходимо было, чтобы Сам Бог снизошёл к нему, принял его естество, и в этом естестве проложил ему путь восхождения туда, где Он Сам есть одесную Отца? Что не все веруют, не умаляет значения веры. Надо смотреть на тех, которые искренно веруют и на то, что им даётся через веру. Вера христианская — не система учения, а образ восстановления падшего (т.е. человечества, прим. ред.) в силу смерти Богочеловека, благодать Духа Святаго. Возьмите кого–либо из шедших в след Господа, и увидите, как он мало–помалу растёт духом, и становится великим при всей невзрачности внешней. Вот отец Серафим (Саровский) — простой, неучёный — до чего дошёл? Неверам многоучёным уста заграждал единым словом. Вот и сила. А жизнь его какова, а нрав? Так и всех переделывает благодать, которые предаются ей. На это и смотрите. А что бывает там и сям примрачности и невзрачности — на это что смотреть? Вот вас Господь зовёт к вере. Он хочет вам спасения, и спасётесь, если покоритесь гласу Его. Ради Господа, вас столь любящего, подавите сомнения. Этим принесёте жертву Господу, за которую Он не останется в долгу. Сомнения на вас исходят от вашего ума. Подходит враг и всевает плевелы посреди пшеницы. Если это так есть, то какой смысл слушать врага, погибель нам устрояющего, и отдаляться от Господа, руку вам подающего во спасение? Смиритесь и молитесь. Господь близ — и смотрит. Но искренность общения — условны. Я не знаю. Что мне дать вам для чтения. Начинайте сами рассуждать, с первого пункта: есть ли душа, и что она такое? Откуда мысль? Что значит свобода человека? От чего все люди ищут Бога? От чего томится душа, когда начинает удаляться от Бога и колебаться в вере в Него? Извольте разбирать, и доходить до твёрдого решения вопросов сих. Они — основа. Ведь самому должно до всего доходить. Благослови вас, Господи!

Святитель Феофан Затворник, письмо 135.

Печатается по книге "Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника.
Собрание писем". Издание Свято–Успенского Псково–Печерского
монастыря и издательства "Паломник", 1994 г.

| к началу статьи | к предыдущей статье | к следующей статье | на главную страницу |