ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СПАСИ НАС!

Русская Православная Церковь. Новосибирская епархия
Газета прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы
и епархиального отдела по взаимодействию с Воружёнными Силами

«Покровский благовест», №1

СЛОВО ПАСТЫРЯ 

Размышление над Великой Агиасмой

Великая Агиасма
Обращаясь с амвона к прихожанам, размышляя на вечные темы о домостроительстве нашего спасения, предлагая вниманию слушателей глубочайшие образцы святоотеческой мысли, мы утешаем себя надеждой, что слова священнослужителей, падая на добрую почву искренне желающих услышать, дадут плод углублённого созерцания внутреннего мира, способность определять цель жизни в стяжании благодати Святого Духа. Но, к сожалению, именно тогда, когда нам предлагается обнаружить свой плод, предлагается стать соучастниками величайшего события Богоявления — явления Бога во Святой Троице мы, как бы снимая маску благочестия, обнажаем своё истинное лицо. Повторяя ошибку Адама "будете как боги", стремимся посредством внешнего объекта, пусть даже Великой Святыни преобразовать мир "под себя".
Некогда, приближаясь к Иерусалиму, "Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно ... много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!". Что же ответил ему Христос? Тому, кто только что исповедал Христа Сыном Бога Живаго, кому только что были вручены ключи Царства Небесного, кто воплотил в себе образ основания нашей веры Христос сказал: "Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но о том, что человеческое".
Не повторяется ли это событие, когда мы, в нетерпении ожидая окончания Великого освящения воды, едва дождавшись отпуста, забыв о всех приличиях, об элементарной порядочности, с шумом набрасываемся на воду в намерении побыстрее набрать и побольше унести.
Мне вспоминается один печальный эпизод из моей служебной практики. Крещение Господне. Челябинск. Свято–Троицкий собор. Только что окончилось Великое освящение воды. Началась поздняя Божественная литургия в надежде на то, что прихожане с благоговением в тишине будут разбирать святую воду. Но произошло обратное. "Немощные старушки" со страшным криком набросились на баки с водой, один из которых (двухсотлитровый, сделанный из нержавеющей стали) буквально расплющили. Началось что–то похожее на панику на тонущем корабле. И всё это, заметьте, во время служения Божественной литургии. Отец диакон, вначале смиренно призывавший бабушек к порядку, не выдержал, побежал к противопожарному крану, включил воду и сильнейшим напором струи буквально разметал "богомольцев". Сохрани, Господи, нас от таких событий!
Задумаемся всё–таки! Разве Великое освящение воды — магия? Разве сможет что–нибудь изменить в нашей жизни вода, добытая вот таким способом?
Потому полезней для нас было бы, смиренно дождавшись своей очереди, с благоговением набрать водички, с верой унести её домой, проверив в очередной раз в ожидании воды свои терпение, кротость, смирение, любовь к ближнему.
Воды всем хватит. Вода и освящается дважды (подчёркиваю, одним и тем же чином) именно для то, чтобы её хватило всем, а не для того чтобы мы разделяли "Богоявленскую" воду и "Крещенскую".
В отношении этого хотелось бы напомнить, что так называемая "Богоявленская" вода освящается не накануне, а в тот же день, что и "Крещенская". Церковный день начинается с вечера, а если кто не знает — Божественная литургия, после которой в первый раз совершается Великое освящение воды, предваряется вечерней службой. День уже начался. И дважды в этот полный церковный день вода освящается именно для того, чтобы, как уже говорилось, хватило всем. И в первый, и во второй раз выход "на Иордань" начинается словами "Днесь (сегодня, а не накануне, заметьте!) освящается вод естество...". Для тех, кто ещё не совсем понял: вода освящается одним и тем же чином и по своим свойствам ничем не разнится. А если кто–то и в этом сомневается, пусть знает, что в день Крещения Господня в водах Иордана и произошло Богоявление — явление Бога во святой Троице. "Во Иордане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе" (тропарь праздника).
Вот о чём хотелось бы напомнить желающим унести с собой эту Великую Агиасму (Великую Святыню) домой.

Протоиерей Владимир Маничев.

| к началу статьи | к предыдущей статье | к следующей статье | на главную страницу |