Покровский храм: логотип
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ. НОВОСИБИРСКАЯ ЕПАРХИЯ

ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


Главная страница
• объявления
• события
• праздник Покрова
История храма
• создание
• благотворительность
• годы испытаний
• возрождение
• храм сегодня
Прихожанам
• сестричество
• издания
• община глухих
Церковь и армия
Паломничество
Фотоальбом
Контакты
• как найти храм
• реквизиты храма


 Поиск

Паломничество по святым местам

Покровский Александро-Невский Колыванский женский монастырь

Святые врата Колыванского монастыря
Святые врата Колыванского монастыря, декабрь 2004 г.

На Руси Православной монастыри всегда создавались как пристанище спасения для тех, кто избрал монашеский путь служения Богу. Под благодатным Покровом Божией Матери посвятившие себя Богу избранники Божии молились, постились, трудились во славу Божию и на пользу ближним, заботясь о стяжании благодати Духа Святого Божия.
Имея такую высокую духовную цель, монастыри на Руси издревле становились надёжным оплотом и защитой Православия, сокровищницами книжных богатств, культурными центрами и необоримыми крепостями во время нашествия иноплеменников. Благочестивые люди всегда любили монастыри и их святыни, и множество паломников на Руси ради спасения души, ради того, чтобы хотя бы на время соприкоснуться с благодатной жизнью святых обителей, ходило в монастыри, находя здесь духовную помощь и утешение.
25 декабря 2004 года группа глухих прихожан нашего храма совершила паломническую поездку в Покровский Александро–Невский Колыванский женский монастырь. Даже тридцатиградусный мороз не помешал паломникам ощутить молитвенный уклад жизни насельниц монастыря.
Монастырь в Колывани был устроен в 1992 году. Очень интересна и поучительна история возникновения храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, на территории которого расположился ныне монастырь. В XIX веке в городе действовало несколько храмов, имелись приходские школы, духовное училище, но в конце 70–х годов жители колыванской окраины на общественном сходе решили, что есть необходимость, собрав средства, построить еще один храм — примерно на 700 человек — и посвятить его Покрову Пресвятой Богородицы. В 1881 году было совершено убийство Всероссийского императора Александра II, и колыванский купец первой гильдии Кирилл Кривцов подал прошение в Священный Синод с просьбой разрешить ему построить храм в Колывани на свои личные средства во имя небесного покровителя убиенного царя — святого благоверного князя Александра Невского. При этом предлагалось использовать проект, представленный для храма Покрова Пресвятой Богородицы. Прошение купца Кривцова было удовлетворено, строительство началось в 1881 году, а 4 декабря 1887 года храм был освящён Преосвященным Исаакием (Положенским), епископом Томским.
Архитектура храма уникальна. Сейчас думается, что этот величественный, белоснежный с голубым куполом, напоминающий корабль храм украшал Колывань всегда. Но мало кто знает, какие испытания выпали на его долю во второй половине XX века. В 50–е годы двадцатого столетия в Колывани был небольшой православный приход, а в 70–е годы его закрыли и начали разрушать храм. Старожилы Колывани помнят, как здесь в те годы разворачивалась атеистическая борьба. На этом многострадальном приходе и храме как будто сосредоточились все богоборческие силы… Потеряв страх Божий и презрев память отцов, молившихся под сводами этого святого храма, люди стали разбирать крепкий пол, потом стали растаскивать балки, снимать купола, пробивать стены храма. Несколько лет Александро–Невский храм Колывани стоял как символ запустения и разрушения. Если кому–то из верующих людей в то время доводилось бывать в Колывани, то без слез они не могли смотреть на это надругательство над святыней.
Архиепископ Новосибирский и Барнаульский Павел (Голышев) предпринимал целый ряд шагов, чтобы сохранить приход и возвратить верующим их храм, но все усилия его тогда оказались тщетными. Поруганный храм как будто умирал, и если бы тогда кто–то осмелился сказать, что вскоре здесь будет монашеская обитель, ему, наверное, так же ответили бы, как Марфа сказала Христу о Лазаре: "Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!". Но в 80–е годы началось православное возрождение России и Всеблагим Промыслом Божиим сначала возродился приход, а затем и храм заблистал в первозданной красоте.
Во время своего первого визита в Сибирь Святейший Патриарх Алексий II посетил посёлок Колывань, название которого напомнило ему о родном городе Таллине (который в старину в русских летописях именовался Колывань), где главный собор также посвящён святому Александру Невскому. 16 мая 1991 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх освятил камень в основание жилого корпуса создаваемой женской обители, а уже в 2002 году, в год десятилетия обители, сёстры первого в Сибири женского монастыря имели честь помолиться со Святейшим Патриархом в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска и получить его благословение.
В настоящее время в Новосибирской епархии существует не один десяток монастырей с подворьями как в самом Новосибирске, так и в области. Монашеская жизнь и в наше время притягивает к себе людей. Души их откликаются на зов Божий: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим" (Мф., 11: 28—29).
Промыслом Божиим при официальном церковном учреждении в 1992 году монастырь был назван Покровским, хотя документы по истории храма, подтверждающие желание верующих первоначально дать храму название Покрова Богородицы, были найдены в архиве города Томска лишь спустя два года после открытия монастыря (в 1994 году).
В Москве символом православного возрождения стал храм Христа Спасителя. В Новосибирской епархии таким символом стал Колыванский монастырь, когда на месте многострадального прихода и полуразрушенного храма была создана первая в Новосибирской епархии святая обитель.
Молитвенный подвиг — тяжёлый, но плодотворный труд — основное существенное дело каждого монаха, без которого становятся бессмысленными все остальные, человеческие дела. Утром и вечером в монастыре совершаются общие молитвенные правила. Молитва как постоянное обращение ума к Богу, сама собою вытекает из внутренних стремлений монаха и охватывает все стороны жизни: на всякое дело в монастыре необходимо брать благословение, и начинается оно и заканчивается молитвой: в обычае творить молитву при вхождении в келии, непременная молитва до и после трапезы, во время которой читаются жития святых и святоотеческие поучения.
Самые старшие монахини ежедневно обходят территорию монастыря с иконами и окропляют святой водой все монастырские постройки, молясь о сохранении обители. Насельницы молятся не только о спасении своих душ, но и о мире всего мира, о благо–стоянии Святых Божиих Церквей, о своём граде и стране Российской и всех верою живущих в них. В монастыре постоянно возносится молитва за людей — об их здравии и спасении. Почившие поминаются в заупокойных молитвах. Ежедневно прочитываются синодики с сотнями имён живых и умерших. Господь заповедал Своим ученикам: "Непрестанно молитесь". Постоянное призывание Имени Божия вменяется в обязанность монахиням. "Вся цель иноческой жизни и подвига — очистить сердце своё от страстей, сделать его обителью непрестанной Иисусовой молитвы",— говорил игумен Харитон.
Ложным является мнение духовно неопытных людей, что монастырь — место успокоения, бегство от проблем и сложностей жизни. Нет! Монастырь — это поприще постоянной борьбы со злым началом в себе. Длителен и многотруден этот путь. Для этого и пришли насельницы в монастырь из разных мест нашего Отечества.
Труден путь монашеский: это особый путь, и он требует напряжения всех сил. Но если бы знал мир, как сладок путь монашеский, какую приносит духовную радость, какое умиротворение рождает в сердце, то оставил бы все свои дела и пристрастия и ринулся под сень монастырских обителей...
С каждым годом преображается обитель Покрова Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского в Колывани. Жителей и гостей посёлка поражает красотой аллея цветов, ведущая к храму. Часто говорят, что это — самое красивое место в районном центре.
Немало святынь находится под сенью монастыря. Это и чтимый образ Царицы Небесной Игумении святой горы Афонской, и иконы с частицами мощей святого Александра Невского в схиме, святителя Иннокентия Иркутского и преподобной Александры, первоначальницы Дивеевской, мощевик, в котором хранятся частица Животворящего Древа Креста Христова и частицы мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба и других святых, а также святыни, собранные из разных православных мест и Святой земли.
Монастырь постоянно посещают паломники группами и поодиночке. Они молятся здесь о своих родных и близких, знакомятся с православной монашеской жизнью, исповедуются и причащаются. Сёстры рассказывают им об истории монастыря. Многие из тех, кто приехал со своими скорбями и духовными вопросами, уезжают с утешением и надеждой на помощь Божию, увозя с собой слёзы радости о посетившем их душу милующем Господе.

Паломники в монастыре
Паломники в монастыре, 25 декабря 2004 г.

| к началу страницы |

Храмовая икона