Покровский храм: логотип
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ. НОВОСИБИРСКАЯ ЕПАРХИЯ

ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


Главная страница
• объявления
• события
• праздник Покрова
История храма
• создание
• благотворительность
• годы испытаний
• возрождение
• храм сегодня
Прихожанам
• сестричество
• издания
• община глухих
Церковь и армия
Паломничество
Фотоальбом
Контакты
• как найти храм
• реквизиты храма


 Поиск
перевозка авто в европу

История создания храма


23 декабря 2001 года служители и прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы торжественно отметили его 100-летие. Это один из первых в нашем городе храмов и один из немногих сохранившихся с дореволюционного времени.
Невозможно переоценить роль Церкви, которую она играла в начальный период становления Ново–Николаевска как города на рубеже XIX—XX веков. Православные традиции помогали воссоздавать российскую культуру на необжитой земле, преодолевать хаос новостройки и обустраивать среду,   в   которой предстояло   жить   новым   горожанам. А возводимые храмы — места спасения и исцеления душ — становились своеобразными центрами, вокруг которых формировалась особая атмосфера созидательной доброты, и во благо города проявляла свои лучшие качества первая ново–николаевская интеллигенция.



Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была заложена 16 мая 1901 года (29 мая по новому стилю) и стала третьим храмом в Ново–Николаевске после возведения храма святого пророка Даниила (1898 г.) и собора святого благоверного князя Александра Невского (1899 г.). Храм был поставлен на пересечении улиц Болдыревской и Гондатти (ныне Октябрьская и Урицкого), на уже намоленном месте, так как здесь с ноября 1895 года размещался молитвенный дом. Храм строился на средства местных благотворителей при пособии от церковно–приходского попечительства Александро–Невской церкви. Освящён новый храм был 10 декабря 1901 года (23 декабря по новому стилю) по благословению Преосвященнейшего Макария, епископа Томского и Барнаульского, благочинным округа №8 протоиереем Феодором Сосуновым. Престол в церкви был установлен в честь праздника Покрова небесной покровительницы и защитницы России Пресвятой Богородицы.

Покровскй храм, начало ХХ в.
Комплекс церковь–школа и приют (снято до 1910 г.)

На снимке видна колокольня над притвором храма, построенная в 1906 г., и здание приюта "Ясли", построенное в 1907 г., но ещё не начато строительство каменной школы А.Д. Крячкова, которая открылась в 1911 г.

Храм сразу был задуман как церковь–школа. Такая форма соединения начального образования детей с православным воспитанием стала реализацией политики государства в области просвещения. В этом большая заслуга видного государственного деятеля К.П. Победоносцева, обер–прокурора Синода и крупного религиозного мыслителя. Со времени правления императора Александра III система начального образования в России строилась на всемерной поддержке развития церковно–приходских школ. Они  рассматривались не только как места обучения, но, прежде всего, как хранители российских традиций, религиозных устоев и нравственных норм. Обучение в Покровской церкви–школе Ново–Николаевска проводилось именно на этих принципах, а законоучителями здесь служили священники храма.
В 1906 году Покровский храм был значительно расширен за счёт прируба с западной стороны обширного объёма для классных помещений, притвора с колокольней и крытых сеней. Строительство велось по инициативе, за счёт средств и под присмотром видных ново–николаевских предпринимателей и меценатов Маштаковых, Феодора Даниловича и его братьев Григория и Даниила. Такое увеличение площадей храмового здания вместе с применением особых внутренних конструкций — раздвижных стен — позволяло не только использовать новое пространство для классных занятий, но и преобразовывать его в большой зал народных собраний.
Первоначально храм был приписан к собору святого благоверного князя Александра Невского, и только в 1913 году приобрёл самостоятельный приход. Он имел строгие границы, будучи с трёх сторон окружённым соседними приходами, а с четвёртой — линией железной дороги. Приход был малолюдным по сравнению с другими приходами города и самым малодоходным.
Покровский храм значительно отличался от многих других, так как его священнослужители не только окормляли прихожан, но прежде всего брали на себя задачи просвещения и благотворительности. Однако сделать это за счёт доходов от небольшого прихода было невозможно, поэтому с самого начала церковь существовала в основном на пожертвования благотворителей. Для храма жертвовались деньги, предметы церковного обихода, книги... Нередко благотворительность имела форму безвозмездного труда на строительных работах при храме.
Усилиями священников и мирян в 28 квартале Ново–Николаевска создавался своеобразный детский центр, где церковь–школа соседствовала с церковно–приходской школой и детским приютом. Позднее, в 1910 году, рядом была построена каменная двухэтажная школа по проекту архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова. Внутри квартала стоял небольшой домик, где жил священник Диомид Чернявский — основатель общества "Ясли" и главный деятель в религиозно–нравственном воспитании детей приюта. Этот домик и до сих пор можно увидеть, если зайти внутрь квартала.

Комплекс зданий
Школа А.Д. Крячкова (1), приют "Ясли" (2) и храм в честь покрова Пресвятой Богородицы (3)
(cнято после 1911 г.)

Вообще о клириках храма известно немного. Вот те сведения, которые на сегодняшний день удалось собрать.
Диомид Васильевич Чернявский, сын священника, окончил курс наук в Томской духовной семинарии, до переезда в Ново–Николаевск служил во многих храмах Томской епархии, в том числе Александро–Невском и Свято–Троицком храмах города Колывани (1888—1892 гг.). В сан протоиерея возведен в 1895 году. Благодаря его знанию дела, энергии и самоотверженным трудам в Ново–Николаевске было построено два храма: в честь Воскресения Христова на первом городском кладбище и в честь Казанской иконы Божией Матери в Закаменской части города. За время своего пастырского служения отец Диомид занимал должности благочинного, законоучителя начальных школ и председателя церковно–приходских Попечительств. С самого образования Покровской церкви–школы он служил здесь законоучителем. Отец Диомид принимал живейшее участие в создании местного приюта "Ясли", являлся основателем общества "Ясли" и председателем его Правления, собирателем материальных средств на содержание приюта, был духовником благочиния ново–николаевских церквей. Точное время его смерти не известно (предположительно около 1920 года). Он был похоронен недалеко от фермы общества "Ясли". Над его могилой в годы НЭПа соорудили часовню, которую так и называли – "Диомидовская часовня". Потом на её месте была поставлена церковь в честь Успения Божией Матери.
Иоанн Васильевич Златомрежев, сын священника. В 1912 году ему, тогда уже диакону, было разрешено с согласия настоятеля Покровской церкви одновременно исполнять при храме обязанности псаломщика. В 1916—1918 годах он состоял законоучителем в Покровской школе.
Одним из последних настоятелей храма был священник Александр Васильев (родился в 1873 году). Он начал свое служение при Томском архиерейском доме в 1894 году, куда поступил по увольнении из 3-го класса Томского духовного училища. В 1905 году был рукоположен в священники. Отец Александр начал служить в Покровском храме с 1913 года и прослужил здесь двадцать лет. В 1909 году он был награждён набедренником. На долю отца Александра в годы советской власти выпало много трудностей и испытаний. В 1933 году батюшка был арестован и приговорен к расстрелу. Но приговор не успели привести в исполнение — отец Александр умер, находясь в заключении.
Среди служителей Покровского храма известны: протоиерей Николай Агафонов, иеромонах Сергий (Стефан Захарович Скрипальщиков), священник Николай Чемрезов, протодиакон Акиндин Соболев, диакон и псаломщик Григорий Андреевич Лазарев, Николай Жданов, Сергий Никитин, Константин Попов, Евфимий Белошапкин, псаломщик Николай Рябухин.
По крайней мере трое из упоминавшихся выше лиц: иеромонах Сергий (Скрипальщиков), священник Николай Чемрезов и Евфимий Белошапкин были расстреляны в 1937 году (первый из них — 29 июля).
Николай Жданов, вероятно, имел священный сан. О нём известно, что в начале 20–х годов он состоял в обновленческом расколе.
К сожалению, исследователям удалось обнаружить далеко не все имена священно– и церковнослужителей, тем более до нас дошло очень немного фотографий. Мы будем благодарны всем, кто что–нибудь знает об этих людях и готов поделиться информацией.

| к началу страницы |

Храмовая икона